Откопал предысторию этого решения. Правда ли, нет — теперь трудно разобраться. Но эта версия похожа на правду. Дело в том, что «прогрессоры» (Канторович, Колмогоров и другие) много чего обещали в 1960 году. Например, на ЭВМ математически рассчитывать пятилетний план. Но, несмотря на выделенные значительные ресурсы, обещаний не выполнили.
Еще несколько замечаний о начале «кибернетической эры». Как я уже писал, в упомянутой закрытой рассылке обсуждался вопрос о судьбоносном совещании 1969 года, на котором было принято решение о стратегическом направлении развития вычислительной техники. Было решено не заниматься своими разработками ЭВМ (даже в партнерстве с английской фирмой ICL), а копировать разработки IBM, как в области железа, так и программ. Можно сказать, огрубляя ситуацию, что на том совещании специалисты-прогрессисты (либералами их не хочется называть) проиграли аппаратчикам и специалистам-консерваторам, поддерживающим аппаратчиков.
Я бы Прологом к статье о том событии рассказал о другом совещании, состоявшемся на десять лет раньше, на котором события развивались прямо противоположно: специалисты-прогрессисты победили и заставили аппаратчиков следовать их советам и рекомендациям, а специалистов-консерваторов - молчать в тряпочку. Мне кажется, что воспоминания об этом поражении аппаратчиков сыграли свою роль почти через 10 лет - в декабре 1969 года.
Самое удивительное, что в обоих случаях победившая сторона не достигла обещанных целей, т.е. фактически они надули своих оппонентов. Правда, косвенные обстоятельства могут немного выровнять оценку.Но пора рассказать о совещании 1960 года. Это было 1-е Всесоюзное совещание о применении математических методов в экономических исследованиях и планировании. Проходило он с 4 по 8 апреля. Стенограмма этого совещания, изданная в двух томах, читается как детективный роман. Присутствовали ведущие математики, статистики и экономисты. Еще были свежи в памяти разгромы генетики, попытка разгромить физику... У "консерваторов"-экономистов было желание запретить влезать с математическими моделями в тонкую структуру экономики. Но Канторовичу и др. (Колмогоров его поддержал) удалось обещаниями скорого успеха сломить противников и убедить власти "дать им порулить".
По сравнению с совещанием 1969 года в 1960 году решался более принципиальный вопрос: нужна ли математика и кибернетика советскому народному хозяйству или нет. Трудно представить, что было бы, если бы "прогрессисты" проиграли. Ведь кибернетику, как и генетику, называли "продажной девкой империализма". Но они выиграли, и через два года был создан ЦЭМИ, был открыт громадный ВЦ Госплана, ВЦ стали создаваться во всех министерствах и ведомствах, Канторович, Немчинов, Новожилов в 1965 году получили Ленинскую премию и т.д. Как грибы после дождя, стали появляться ВЦ и Институты и кафедры экономико-математических методов, завлабы именно таких институтов через тридцать лет стали "рулить" страной…Я лично знал многих участников того совещания, не раз разговаривал с Канторовичем и могу твердо сказать: они тогда верили в то, что говорили. Колмогоров считал, что осталось только найти единый критерий оптимальности для всех экономики, и дело будет в шляпе. Однако на деле все оказалось сложнее. Тогда стали развивать модели. Линейное программирование грубо - начали развивать нелинейное. Некоторые факторы неизвестны - появилось стохастическое программирование. Критериев много - начали исследовать многокритериальные задачи. Сразу всей информации нет в наличии - появились многоэтапные задачи. И т.д. и т.п. Но чем изощреннее становилась математика, тем яснее становилось, что мы от цели еще дальше, чем были в начале.
Одновременно развивалась и теория сложности, и выяснилось, что даже "идеальной" вычислительной машины, ограниченной только законами физики, типа предельной скорости света или принципом неопределенности Гейзенберга, так вот, даже такой машины не хватит, чтобы перебором решить обычную шахматную задачу. Т.е. энергии для этого потребуется столько, что надо будет "сжечь" земной шар…Короче, сейчас в то, что пятилетний (или даже годовой) план можно оптимизировать с помощью математики и ЭВМ и централизованно управлять развивающейся экономикой огромной страны, верят только пламенные р-революционеры или штатные лекторы Общества "Знание".
Как человек, всю сознательную жизнь занимающийся математическими моделями выбора оптимальных решений, я не могу не приветствовать, не гордиться, не радоваться победе "наших" на том историческом 1-м Совещании. Но, поставив мысленно себя на место руководства страной, я не могу не признать, что они должны были себя чувствовать обманутыми. Ведь обещания были такими оптимистическими, мы "им" дали столько прав, денег, ресурсов... А оптимального пятилетнего плана нет, как нет...
Через 10 лет вера в обещания специалистов была подорвана, что и сказалось, по моему мнению, на решении Совещания в декабре 1969 года: много обещаете, да мало делаете, копируйте лучше IBM!Еще один раз руководство "купилось" на обещание кибернетиков, когда решились на всеобщую АСУ-изацию страны. Как шутили тогда, "Все обАСУ" - называлась книга В.М.Глушкова. Но это уже другая история.
Отредактировано Юрий (2018-12-22 22:20:35)